Главная | RSSПонедельник, 29.04.2024, 09:59

Семейные Страсти

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Самира  
Семейные страсти » Малыш родился » Воспитание и развитие ребёнка » Читаем с пелёнок
Читаем с пелёнок
СамираДата: Вторник, 01.04.2008, 01:47 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: Модератор Самира
Сообщений: 931
Статус: Offline
Книги, которые малыш слушает в первые годы своей жизни, навсегда врезаются в его память, а впечатление от чудесных сказок, услышанных в самом раннем возрасте, остаются на всю жизнь.
Живое общение с книгой, которую ребенок «читает» вместе с мамой, – весомый шаг к развитию интеллекта и образного мышления. С помощью печатного слова родители могут помочь крохе научиться видеть внутренним взором картины, нарисованные писателем, развивать фантазию и воображение. Разумеется, все это происходит не сразу, а постепенно. Поэтому идти надо от простого к сложному: сначала подбирать для малыша книги с элементарными текстами и яркими крупными картинками, дающими толчок видеоряду, а затем переходить к все более сложному тексту и мелким иллюстрациям.

Первые шаги
Интересные и увлекательные литературные занятия можно начинать с первых дней жизни малыша. Не удивляйтесь! Это самое время познакомить новорожденного с ярким художественным словом, ритмом, разнообразными интонациями, звукописью, повторами и неожиданными сравнениями.
Конечно, поначалу чтение будет не «чтением» как таковым, а пересказом. Расскажите малютке что-нибудь ласковое или забавное, когда он сосредоточенно сопит у вашей груди, спойте колыбельную или прочитайте смешные стишки, веселые пестушки и потешки, когда делаете гимнастику или купаетесь. Обязательно поделитесь с младенцем и вашими любимыми «взрослыми» стихами, если вы сами получаете от них истинное удовольствие – это может быть прекрасным «аккомпанементом» к прогулке в коляске. Еще не понимая смысла слов, кроха почувствует и адекватно отреагирует на ритм стиха и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, малыш улыбнется, если мама говорит серьезно и вкрадчиво, он тоже посерьезнеет и сосредоточится.

Первая книга малыша
Двух-трехмесячному младенцу уже можно показать самую настоящую книгу, вот только иллюстрации в ней должны быть крупные, простые, красочные, похожие на реальные предметы, а одной строчке текста соответствовать одна картинка, занимающая около 80% страницы.
Знакомство с волшебным миром книг начните со стихов А. Барто, Д. Хармса, со сказок К. Чуковского, С. Маршака, К. Ушинского и т.д. Расскажите малышу наизусть «Мишку Косолапого», «Колобка», «Курочку Рябу», «Телефон», «Муху-цокотуху», «Крокодила».
Не забывайте и про веселые потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок...», «Ах, ты, котенька, ты мой серенький...», «Из-за лесу, из-за гор едет дедушка Егор...» и т.п.
Забавные пестушки и потешки неизменно нравятся детям. Рассказав их ребенку несколько раз, можно подключить видеоряд, перейдя к чтению книги: положите кроху на животик себе на колени, книгу – на диван перед его лицом на расстоянии 30 см и читайте уже знакомое малышу стихотворение или сказку, при этом показывая на картинке: «Вот мишка, а это муха, а вот петушок» и т.д. Если малютка отворачивается или не хочет смотреть больше минутки-двух, не огорчайтесь и не думайте, что ему неинтересно: просто такие маленькие дети не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном. Читайте ровно столько, сколько нравится вашему крохе (а лучше чуть меньше), постепенно увеличивая время. Возможно, поначалу будет достаточно, если вы рассмотрите одну картинку, затем две, три и т.д.
Нельзя читать, если малыш голоден, устал, раздражен, хочет спать – словом, испытывает какой-то дискомфорт: так вы закрепите негативную реакцию на книжки.
Это же правило распространяется на детей постарше. Но в данном случае к нему есть еще одно важное дополнение: ни в коем случае нельзя отрывать ребенка от интересующей его игры и насильно усаживать за книгу!

Расширяем кругозор
Когда малыш научится хорошо держать головку, начнет активно пользоваться ручками, переворачиваться, он потянется к окружающим его вещам: ему захочется потрогать, потрясти их, попробовать на вкус. Самое время познакомить сынишку или дочурку с книжками-игрушками, помогающими развивать тактильную память и мелкую моторику (что, в свою очередь, стимулирует развитие речи). Подрастающий кроха может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус, рассматривать картинки. Иллюстрации в ней должны быть крупные, красочные, с различной текстурой и, по возможности, «говорящие». Например, коровка при прикосновении начинает мычать, кошечка – мяукать, собачка – гавкать, и мама должна помочь малышу научиться правильно «разговаривать» с этими животными. Не боящиеся воды книги «Рыбка», «Утенок», «Дельфин», «Кит» и др. порадуют карапуза встроенными пищалками, движущимися деталями и составят веселую компанию во время купания.
В книжном магазине вы найдете немало разнообразных книжек-игрушек; покупая их, обратите внимание на материал, из которого они изготовлены, – он должен быть безопасным, прочным и, желательно, моющимся.
Детям до года не следует давать для «самостоятельного» чтения книжки с тонкими страницами – неловкие пальчики могут нечаянно их порвать. Такие книжки надо смотреть только вместе с мамой, а вот сделанные из толстого картона можно листать и самому.

Разыграем сказку
Подрастающий малыш начинает осваивать окружающий мир посредством подражания, потому и чтение того или иного стихотворения или сказки должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Широко раскройте ладони, пошевелите пальцами, показывая маленькому слушателю, как летит бабочка. Или важно надуйте щеки и растопырьте руки, изображая неуклюжего Топтыгина, ковыляющего по лесу. Можно покатать что-нибудь по спинке ребенка, когда «катится колобок», потянуть малыша вверх, когда герои «тянут репку» или постучать легонько по ладошке, когда по тексту идут слова: «дед бил-бил – не разбил». Так в сознании ребенка выстроится трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама, видит изображение в книге и фиксирует все это в движении. Чуть позже малыш сам попробует изобразить косолапого мишку или прилетающую бабочку, попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и поплакать, как дед с бабой над разбитым яичком.

Всему свое время
Рассказывая годовасику длинную сказку, поначалу старайтесь упрощать ее сюжет, выбрасывая ненужные описания и детали. Пусть это будет всего несколько предложений, но сопровождаемые вашими действиями и показом: «Вот курочка. А это кто? Мышка?» и т.д. Со временем усложняйте текст, вводя в него эпитеты и различные детали, просите кроху, чтобы он сам показал мишку, зайчика, лисичку, колобка.
И сказки, и стихи старайтесь выбирать с бесконечными повторами: «Выходила к ним горилла, Им горилла говорила, Говорила им горилла, Приговаривала...»; «Вон акула Куракула, Распахнула злую пасть, Вы к акуле Каракуле, Не хотите ли попасть Прямо в пасть?». Или: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел...»; «Тянем – потянем...», «Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?» и т.д. Повторы помогают лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного, а после полутора лет ребенок вполне сможет вставлять пропущенные слова в свои любимые стихи. И вы с удивлением обнаружите, что малыш знает наизусть то, что вы постоянно ему читаете!

«Правильные» иллюстрации
В возрасте до двух лет большую роль играют зрительные образы – иллюстрации. Постепенно они и слова становятся для крохи единым целым, а это уже основа для развития наглядно-образного мышления.
Рисунки из первых книжек помогают малышу формировать точное представление о мире, в который он пришел. Поэтому иллюстрации должны быть крупными, красочными, живописными, не содержать мелких деталей, а главное, быть понятными ребенку. Если он не будет понимать, что изображено на рисунках, то потеряет к книге интерес. Не забывайте объяснять, кто или что изображено на картинке, и спрашивайте об этом малыша.
Можно купить книжку – кукольный театр или с помощью игрушек наряду с чтением наглядно показывать персонажей сказок. С этой же целью следует в первую библиотечку ребенка добавить книжки с объемными картинками: пока карапуз слушает сказку, его пальчики открывают и закрывают окошки и двери избушки, гладят спинку рыжей лисички или ушки серого зайчика.

Волнующая атмосфера
Садясь с крохой читать книжку, не забудьте создать соответствующую атмосферу – ничто не должно отвлекать вас от чтения. Пусть это всегда будет ребенка настоящим праздником! Если вы куда-то торопитесь, лучше не читайте наспех, а выберете другое время, когда вы будете абсолютно свободны и сможете уделить малышу достаточно внимания. Следите за ритмом чтения: часто взрослые читают слишком быстро или слишком медленно, либо очень долго. Ребенок в возрасте от двух до трех лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его делать это насильно, иначе может возникнуть отвращение к чтению.
Успех детской книги во многом зависит от настроения того, кто ее читает. Переживайте вместе с дедом и бабой, у которых мышка разбила единственное яичко; радуйтесь, когда герои, наконец, вытянули репку; веселитесь вместе с зайчиком, вернувшимся в свою лубяную избушку; изображайте персонажей сказок, показывая, какой круглый колобок, какой пушистый хвостик у лисички и острые зубы у волка. Помогите малышу почувствовать тот ритм, который заложен в стихотворении, отстукивая его ладошкой или ногой – в общем, старайтесь полностью захватить внимание юного слушателя и со временем вы будете вознаграждены неисчерпаемой любовью вашего ребенка к чтению!
Елена Федосеева




  За регистрациюЗа отличное посещение форумаЗа отличное посещение форума
За отличное посещение форумаЗа отличное посещение форумаЗа отличное посещение форума
РАДИКАЛ СМАЙЛЫ 1 СМАЙЛЫ 2 ГЛИТЕРЫ ГЛИТЕРЫ
Семейные страсти » Малыш родился » Воспитание и развитие ребёнка » Читаем с пелёнок
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024